0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Природа Мира

Содержание

Когда-то люди всю растительную пищу получали собирательством. Это значит, что они ходили в лес и собирали там ягоды, фрукты, орехи, съедобные корешки. Однако потом люди догадались, что растения вырастают благодаря семенам, упавшим на землю. Они стали собирать эти семена и засеивать ими территорию вблизи своего дома. Так и возникло растениеводство.

Сначала люди использовали семена растений, встречавшихся в дикой природе. Но далее они стали отбирать те сорта, которые давали самый большой и качественный урожай. В результате появились культурные сорта растений, которые не встречаются в дикой природе. Считается, что первым культурным сортом стала пшеница, которую научились выращивать ещё 11 тыс. лет назад.

Заметим, что растениеводством называют не только деятельность, в ходе которой выращиваются необходимые человеку растения, но и наука об этой деятельности. Растениеводство как наука помогает понять, в каком климате и на какой почве лучше всего растет та или иная культура, как часто надо поливать растения, какие необходимо использовать удобрения и т. п.

Практическая работа

1) Рассмотрите в гербарии полевые культуры вашего края. Определите их названия с помощью рисунка. Сравните их между собой. По каким признакам можно различить эти растения?

В Московской области выращивают зерновые культуры — рожь, пшеницу, овёс. Их отличительным свойством оказывается наличие колоса, в котором собраны зёрна растения.

Выращивают подсолнечник, который легко определить по цветам с жёлтыми лепестками и большим головкам. А в головках находятся семечки.

Выращивают у нас и гречиху, которую мы определим по белым или фиолетовым цветкам и треугольным листьям.

2) Научитесь различать зёрна пшеницы, ржи, овса и других зерновых культур.

Зерно пшеницы золотистое или светло-жёлтое.

Зерно ржи серо-зелёное и красно-коричневое, более мелкое чем зерно пшеницы.

Зерно ячменя серо-жёлтое, кажется грязным.

Зерно овса жёлтое, вытянутое, длинное.

Зерно проса жёлто-коричневое, очень мелкое.

Проверь себя

1) Перечисли известные тебе отрасли растениеводства.

Полеводство, плодоводство, цветоводство, овощеводство.

2) Какие полевые, овощные, плодовые, цветочные культуры выращивают в вашем крае?

В нашем крае, Московской области выращивают:

Полевые культуры: пшеница, ячмень, рожь, просо, картофель, подсолнечник.

Овощные культуры: огурцы, томаты, перец, лук, укроп.

Плодовые культуры: яблоки, вишню, грушу, сливу.

Цветочные культуры: розы, гладиолусы, тюльпаны, хризантемы, пионы, лилии.

3) Что нового, интересного тебе удалось узнать на уроке о сельском хозяйстве?

Я узнала, что сельское хозяйство делится на животноводство и растениеводство, а растениеводство состоит из четырёх основных отраслей.

Узнала, что растениеводство зависит от климатических условий нашего края.

Узнала, что такое сорта культурных растений и почему их так много.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

– Сегодня мы узнаем, как появились культурные растения, какие сорта культурных растений выращивает человек, познакомимся с отраслями растениеводства, будем учиться различать полевые культуры по их характерным признакам.

II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

– Разгадав кроссворд «Обитатели водоёма», мы узнаем, о чем будет наш разговор.

Вопросы к кроссворду:

  1. Растение с плавающими на поверхности водоёма листьями и жёлтыми цветами. Занесено в Красную Книгу.
  2. Животное-грызун, хорошо плавает, строит плотины, его хвост похож на лопатку.
  3. Детёныш лягушки.
  4. Растение, имеющие листья – стрелы с большими широкими наконечниками.
  5. Грызун, хорошо плавает и ныряет.
  6. Растение, часто называемое камышом, с мягким коричневым наконечником на стебле. (Слайды 3, 4)
с
то
рн
кгед
уболар
болото
ыболрг
шрвиао
касз
аст
т
и
к

– О болоте будет наш разговор. Скажите, надо ли охранять болота?

– Выполняя какие либо действия, человек всегда должен задумываться о последствиях. В природе нет ничего лишнего.

– Докажите на примерах, что водоём является природным сообществом.

– Расскажите о правилах поведения у водоёма. (Слайд 5)

III. Индивидуальная работа по карточкам.

К искусственным водоёмам относятся:
а) реки, моря, океаны;
б) водохранилища, пруды, каналы;
г) ручьи, реки, озёра, моря;

Растения водоёма это:
а) тимофеевка, пастушья сумка, нивяник;
б) брусника, черника, мох;
в) кувшинка, ряска, тростник;

Санитарами пресных водоёмов считают…
а) рака, беззубку;
б) прудовика, катушку;
в) клопа-водомерку, жука-плавунца;

Живым фильтром называют:
а) головастиков;
б) раков;
в) двустворчатых моллюсков;

Строителями хаток и плотин на пресных водоёмах являются:
а) люди;
б) ондатры;
в) цапли;
г) бобры;

С водоёмами связана жизнь:
а) зябликов, трясогузок, соек;
б) цапель, уток;
в) лебедей, тетеревов, сов;

Хищниками пресных водоёмов являются:
а) жуки – плавунцы, щуки, клопы – водомерки;
б) караси, мотыли, раки;
в) циклопы, прудовики, головастики;

Вода в пресных водоёмах иногда имеет зелёный цвет, потому что…
а) это плавает ряска;
б) много микроскопических водорослей;
в) на дне много ила;

IV. Работа над новой темой.

Слово учителя. (Слайд 6)

– В далёкой древности первобытный человек занимался охотой и собирательством. Ведь для того, чтобы жить, человеку надо есть. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям зёрна и корешки…

И, вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной тёрке перетирали зёрна, выросли колоски с такими же зёрнами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зёрнышки. Попробовали специально рассыпать зёрна – получилось, да ещё как: где упало зерно, вырос целый колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зёрна рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. Шли годы, развивался человек, совершенствовалось земледелие, всё разнообразней становились растения, которые выращивал человек. Вырастить хороший урожай — дело не простое, для этого много надо знать. Знать, когда пахать землю, когда сажать, поливать, что необходимо растениям для хорошего роста, когда убирать созревшие плоды.

– За разведение культурных сельскохозяйственных растений и их выращивание отвечает растениеводство. Посмотрите в словаре, как толкует слово растениеводство С.И.Ожегов? (Растениеводство – наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений, а также само такое разведение.) (Слайд 7)

– Растениеводство делится на несколько основных отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.

– В каждом крае растениеводство зависит от природных условий и имеет свои особенности. (Слайды 8–10)

– Как же человек сделал дикорастущие растения культурными? Он не просто выращивал растения около своего дома, а отбирал лучшие, сохранял и размножал их. Многие семьи имеют садовые участки, где выращивают овощи, ягоды, фрукты. Рассмотрим простой пример. Люди убрали картофель, и что дальше? (Картофель увозят в погреб, сортируют по размеру, отбирают на семена для посадки в следующем году)

– И не просто отбирают, а берут самые лучшие. Большой картофель никогда не оставляют на семена. Хороший хозяин, опираясь на свой опыт, заботится о будущем урожае. Над выведением новых сортов работают лаборатории и опытные станции.

– Поговорим отдельно о каждой отрасли растениеводства.

Полеводство. (Слайд 11)

– Подумайте, чем занимается эта отрасль.

Дети получают материалы гербария: пшеница, рожь, ячмень, овёс, гречиха, лён, их зёрна, зёрна кукурузы, подсолнечника, картофель. Работа проводится в группах.

Читать еще:  Как выращивать туи в домашних условиях?

Карточка – помогай-ка. (Слайд 12)

  1. Название группы растений по месту выращивания.
  2. Что получают из каждого растения.
  3. Чем отличаются зёрна. (Слайды 13, 14)

Обсуждение: Эти растения выращивают на полях, значит, это полевые культуры. Из пшеницы и ржи получают муку и пекут хлеб. Эти растения отличаются по форме колосков, у ржи длинные, твёрдые, разные по высоте усы. Рожь выше пшеницы. Зёрна ржи и пшеницы отличаются формой, но похожи по цвету. Зёрна овса продолговатые, из них варят кашу. Гречиха отличается зёрнами коричневого цвета и необычной формой. Из неё получают гречневую крупу.

– А что получают из проса и ячменя? (Из ячменя получают перловую крупу, а из проса – пшено.) (Слайды 15, 16)

– Что получают из подсолнечника? (Подсолнечное масло и семечки) (Слайд 20)

– А изо льна? (Льняное масло) (Слайд 21)

– Это очень интересная культура. Изо льна получают льняное волокно. В старину из этого волокна ткали холсты и шили одежду.

– А картофель? (У него используют в пищу подземные части – клубни) (Слайд 19)

– Ещё из картофеля получают крахмал. Любите кисели?

– Выращиванием таких сельскохозяйственных культур занимается полеводство.

– В нашем совхозе «АгроСвет» выращивают эти полевые культуры.

Овощеводство. (Слайды 22–24)

– Чем занимается эта отрасль? (Выращиванием овощей)

– Правильно. Овощи выращивают не только на полях, но и на огородах, а ещё в теплицах. Какие овощные культуры вы знаете? (Капуста, огурцы, кабачки, морковь, свёкла, лук)

Показ муляжей и образцов культур.

– Овощи играют огромную роль в питании человека.

– Такие овощи как лук и чеснок способны убивать болезнетворные микробы, потому что они содержат фитонциды. Неслучайно их рекомендуют употреблять в пищу во время эпидемий гриппа в сыром виде. (Слайд 25)

V. Физкультминутка.

Тара-тара-тара-ра!
Из колхозного двора
Выезжают трактора.
Будем сеять и пахать
Семена сажать.

VI. Работа по теме.

Плодоводство. (Слайд 27–29)

– Плодоводство – это выращивание плодовых культур, дающих фрукты. Какие фруктово-ягодные деревья и кустарники вы знаете? (Яблоня, груша, вишня, слива, малина, смородина)

Цветоводство. (Слайд 30)

– О цветоводстве вы прочитаете самостоятельно на стр. 206.

– Почему одни цветы выращивают в открытом грунте, другие – в теплицах, а третьи – в комнате? (В теплицах и комнатах цветы выращивают круглый год. А в открытом грунте выращивают растения, которые успевают отцвести до холода. Цветы бывают теплолюбивые и не очень.)

– Мир цветов поразительно красив и разнообразен. Помните, какие прекрасные цветы встретили нас 1 сентября и радовали нас своей красотой.

Работа в рабочей тетради. (Слайд 32)

VII. Закрепление изученного.

– Перечислите отрасли растениеводства. (Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство).

– Какие отрасли развиты в нашем крае?

VIII. Игра «Узнай растение».

– Угадай растение и назови отрасль растениеводства, которая его выращивает.

За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая,
На вкус, как сахар, сладкая.
(Морковь, овощеводство)

На сучках висят шары,
Посинели от жары.
(Слива, плодоводство)

Удивительное солнце,
В этом солнце сто оконцев.
Из оконцев тех глядят
Сотня маленьких галчат.
(Подсолнечник, полеводство)

Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку.
(Мак, цветоводство)

В поле – метёлкой,
В мешке – жемчугом.
(Рожь, полеводство)

Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка.
(Капуста, овощеводство)

Низок да колюч,
Сладок да не пахуч.
Ягоды сорвёшь –
Всю руку обдерёшь.
(Крыжовник, плодоводство)

– Самостоятельно дополните схему «Растениеводство» названиями культур, которые выращивает каждая отрасль.(Взаимопроверка в парах)

IX. Тест по теме: «Растениеводство нашего края».

X. Подведение итогов урока.

– Назовите отрасли растениеводства.

XI. Домашнее задание.

Прочитать текст, ответить на вопросы (с. 201–207).

Выполнить задание № 1, 4 в рабочей тетради (с. 68–70)

Подготовить сообщение о культурном растении нашего края.

Развитие и проблемы растениеводства

Старейшая сфера деятельности, которой по праву считается растениеводство, вполне способно обеспечивать народонаселение страны разнообразными видами сельскохозяйственной продукции. Сегодня в её распоряжении имеются разнообразные формы хозяйств: от дачных или приусадебных участков до гигантских агротехнических комплексов.

Тем не менее, эта отрасль сталкивается с множеством проблем:

  • Значительным снижением посевных площадей.
  • Нехваткой профессиональных кадров.
  • Отсутствием необходимого уровня господдержки и частных инвестиций.
  • Неблагоприятным демпинговым воздействием со стороны торгово-закупочных организаций.
  • Низким техническим оснащением.
  • Нерациональным хозяйствованием, приводящим к неправильному и нерациональному использованию химических веществ, сельскохозяйственной техники, угодий, ферм и других сооружений. Мало того, при этом ухудшается состав почвы, разрушается ландшафт, происходит заболачивание местности, резко уменьшается растительность.

Эти проблемы в свою очередь приводят к значительному спаду производства и резкому снижению уровня жизни сельского населения.

Однако, ситуация не является безнадёжной и выход имеется. Российская Федерация располагает огромными площадями, к тому же нынешняя политическая ситуация благоприятствует отечественным аграриям. Необходимо, прежде всего, заботиться о состоянии земель, создавать благоприятные социально-экономические условия, активно привлекать инвестиции и заниматься развитием соответствующих научных дисциплин. Чтобы в дальнейшем расширять сельхозугодия, иметь достаточное количество трудовых ресурсов, оснащённых самой современной техникой и располагающих поддержкой академической и прикладной науки.

Технические культуры

В числе основных видов растениеводства в России следует также отдельно рассказать о технических культурах. Эта группа охватывает достаточно широкий круг растений очень разных видов и семейств. Некоторые из них могут культивироваться и как обычные продовольственные/кормовые, и как технические. Главная их особенность заключается в том, что их выращивают ради технического сырья, которое можно из них получить после специальной обработки. Выделяют несколько видов таких растений:

  • прядильные;
  • масличные;
  • сахароносы;
  • красильные;
  • каучуконосы.

В России активнее всего выращивают сахароносные и масличные технические культуры. Сахароносы представлены в основном сахарной свеклой. Именно на нее приходится 60% мирового производства сахара. Остальные 40% дает сахарный тростник, который в России практически никто не культивирует. Помимо нас в больших объемах свеклу выращивают также в странах ЕС, Украине, Беларуси, Турции, Иране, Китае, Японии, США и Канаде.

Что касается масличных культур, то здесь на первом месте находится подсолнечник. В значительно меньших объемах российские аграрии культивируют рапс, лен и сою. В странах Юго-Восточной Азии большое значение имеет масличная пальма, в Африке — арахис. Крупнейшими производителями растительных масел являются:

  • Индонезия (пальмовое масло),
  • Малайзия (пальмовое масло),
  • Аргентина (подсолнечное масло),
  • Украина (подсолнечное масло),
  • США (соевое масло),
  • Индия (арахисовое и подсолнечное масло),
  • Китай (хлопковое и рапсовое масло).

Из прядильных культур получают волокно, используемое в качестве сырья для текстильной промышленности. В мировом масштабе наиболее широкое распространение получили хлопчатник, лён-долгунец, джут и конопля. Российские аграрии выращивают в основном лен и в значительно меньших объемах хлопчатник. В производстве хлопка в основном лидируют страны Азии, Америки и Африки. Примерно 75% льна производят Россия и Беларусь, главный производитель джута — Бангладеш.

Картофелеводство

Картофель с XVIII века является чуть ли не самым популярным продуктом в мире, уступая пожалуй только зерновым культурам.

В России картофель прочно вошел в состав основных продуктов питания благодаря своей относительно невысокой цене и хорошим вкусовым качествам.

Поэтому Россия является одним из мировых лидеров по производству картофеля: крупнейшими производителями картофеля в мире являются: Китай, Россия, Индия, Украина, США, Германия, Польша, Белоруссия, Нидерланды, Франция.

Картофель выращивается для следующих целей: 60% для потребления в натуральном виде или составе продуктов, 15% — в качестве корма животных, 25% — для переработки в промышленных целях.

Ход урока

I. Организационный момент,

II. Актуализация знаний.

-На прошлом уроке мы с вами познакомились с таким природным сообществом как водоём. Что нового Вы узнали о водоёмах?

– Выполняя какие либо действия, человек всегда должен задумываться о последствиях. В природе нет ничего лишнего.

– Докажите на примерах, что водоём является природным сообществом.

– Расскажите о правилах поведения у водоёма.

III. Индивидуальная работа по карточкам.

К искусственным водоёмам относятся:
а) реки, моря, океаны;
б) водохранилища, пруды, каналы;
г) ручьи, реки, озёра, моря;

Растения водоёма это:
а) тимофеевка, пастушья сумка, нивяник;
б) брусника, черника, мох;
в) кувшинка, ряска, тростник;

Санитарами пресных водоёмов считают…
а) рака, беззубку;
б) прудовика, катушку;
в) клопа-водомерку, жука-плавунца;

Живым фильтром называют:
а) головастиков;
б) раков;
в) двустворчатых моллюсков;

Строителями хаток и плотин на пресных водоёмах являются:
а) люди;
б) ондатры;
в) цапли;
г) бобры;

С водоёмами связана жизнь:
а) зябликов, трясогузок, соек;
б) цапель, уток;
в) лебедей, тетеревов, сов;

Хищниками пресных водоёмов являются:
а) жуки – плавунцы, щуки, клопы – водомерки;
б) караси, мотыли, раки;
в) циклопы, прудовики, головастики;

Читать еще:  Как правильно выращивать кофейное дерево арабика дома?

Вода в пресных водоёмах иногда имеет зелёный цвет, потому что…
а) это плавает ряска;
б) много микроскопических водорослей;
в) на дне много ила;

IV. Сообщение темы и целей урока.

– В далёкой древности первобытный человек занимался охотой и собирательством. Ведь для того, чтобы жить, человеку надо есть. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям зёрна и корешки…

И, вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной тёрке перетирали зёрна, выросли колоски с такими же зёрнами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зёрнышки. Попробовали специально рассыпать зёрна – получилось, да ещё как: где упало зерно, вырос целый колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зёрна рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. Шли годы, развивался человек, совершенствовалось земледелие, всё разнообразней становились растения, которые выращивал человек. Вырастить хороший урожай — дело не простое, для этого много надо знать. Знать, когда пахать землю, когда сажать, поливать, что необходимо растениям для хорошего роста, когда убирать созревшие плоды.

_ Как вы думаете , о чём мы с вами будем сегодня вести речь, что нового узнаем?

– Сегодня мы узнаем, как появились культурные растения, какие сорта культурных растений выращивает человек, познакомимся с отраслями растениеводства, будем учиться различать полевые культуры по их характерным признакам.

– За разведение культурных сельскохозяйственных растений и их выращивание отвечает растениеводство. Посмотрите в словаре, как толкует слово растениеводство С.И.Ожегов? (Растениеводство – наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений, а также само такое разведение.)

– Растениеводство делится на несколько основных отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.

– В каждом крае растениеводство зависит от природных условий и имеет свои особенности.

– Как же человек сделал дикорастущие растения культурными? Он не просто выращивал растения около своего дома, а отбирал лучшие, сохранял и размножал их. Многие семьи имеют садовые участки, где выращивают овощи, ягоды, фрукты. Рассмотрим простой пример. Люди убрали картофель, и что дальше? (Картофель увозят в погреб, сортируют по размеру, отбирают на семена для посадки в следующем году)

– И не просто отбирают, а берут самые лучшие. Большой картофель никогда не оставляют на семена. Хороший хозяин, опираясь на свой опыт, заботится о будущем урожае. Над выведением новых сортов работают лаборатории и опытные станции.

– Поговорим отдельно о каждой отрасли растениеводства.

– Подумайте, чем занимается эта отрасль.

Дети получают материалы гербария: пшеница, рожь, ячмень, овёс, гречиха, лён, их зёрна, зёрна кукурузы, подсолнечника, картофель. Работа проводится в группах.

Название группы растений по месту выращивания.

Что получают из каждого растения.

Чем отличаются зёрна.

Обсуждение: Эти растения выращивают на полях, значит, это полевые культуры. Из пшеницы и ржи получают муку и пекут хлеб. Эти растения отличаются по форме колосков, у ржи длинные, твёрдые, разные по высоте усы. Рожь выше пшеницы. Зёрна ржи и пшеницы отличаются формой, но похожи по цвету. Зёрна овса продолговатые, из них варят кашу. Гречиха отличается зёрнами коричневого цвета и необычной формой. Из неё получают гречневую крупу.

– А что получают из проса и ячменя? (Из ячменя получают перловую крупу, а из проса – пшено.)

– Что получают из подсолнечника? (Подсолнечное масло и семечки)

– А изо льна? (Льняное масло)

– Это очень интересная культура. Изо льна получают льняное волокно. В старину из этого волокна ткали холсты и шили одежду.

– А картофель? (У него используют в пищу подземные части – клубни)

– Ещё из картофеля получают крахмал. Любите кисели?

– Выращиванием таких сельскохозяйственных культур занимается полеводство.

– В нашем совхозе «АгроСвет» выращивают эти полевые культуры.

Чем занимается эта отрасль? (Выращиванием овощей)

– Правильно. Овощи выращивают не только на полях, но и на огородах, а ещё в теплицах. Какие овощные культуры вы знаете? (Капуста, огурцы, кабачки, морковь, свёкла, лук)

Показ муляжей и образцов культур.

– Овощи играют огромную роль в питании человека.

– Такие овощи как лук и чеснок способны убивать болезнетворные микробы, потому что они содержат фитонциды. Неслучайно их рекомендуют употреблять в пищу во время эпидемий гриппа в сыром виде.

V. Физкультминутка.

VI. Работа по теме.

– Плодоводство – это выращивание плодовых культур, дающих фрукты. Какие фруктово-ягодные деревья и кустарники вы знаете? (Яблоня, груша, вишня, слива, малина, смородина)

– О цветоводстве вы прочитаете самостоятельно на стр. 206.

– Почему одни цветы выращивают в открытом грунте, другие – в теплицах, а третьи – в комнате? (В теплицах и комнатах цветы выращивают круглый год. А в открытом грунте выращивают растения, которые успевают отцвести до холода. Цветы бывают теплолюбивые и не очень.)

– Мир цветов поразительно красив и разнообразен. Помните, какие прекрасные цветы встретили нас 1 сентября и радовали нас своей красотой.

Работа в рабочей тетради.

VII. Закрепление изученного.

– Перечислите отрасли растениеводства. (Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство).

– Какие отрасли развиты в нашем крае?

VIII. Игра «Узнай растение».

– Угадай растение и назови отрасль растениеводства, которая его выращивает.

За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая ,
На вкус, как сахар, сладкая.
(Морковь, овощеводство)

На сучках висят шары,
Посинели от жары.
(Слива, плодоводство)

Удивительное солнце,
В этом солнце сто оконцев.
Из оконцев тех глядят
Сотня маленьких галчат.
(Подсолнечник, полеводство)

Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку.
(Мак, цветоводство)

В поле – метёлкой,
В мешке – жемчугом.
(Рожь, полеводство)

Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка.
(Капуста, овощеводство)

Низок да колюч,
Сладок да не пахуч.
Ягоды сорвёшь –
Всю руку обдерёшь.
(Крыжовник, плодоводство)

– Самостоятельно дополните схему «Растениеводство» названиями культур, которые выращивает каждая отрасль.(Взаимопроверка в парах)

IX. Закрепление работы по теме урока.

Работа с кроссвордом в парах.

X. Подведение итогов урока.

– Назовите отрасли растениеводства.

XI. Домашнее задание.

Прочитать текст, ответить на вопросы (с. 201–207).

Выполнить задание № 1, 4 в рабочей тетради (с. 68–70)

Подготовить сообщение о культурном растении нашего края.

Здесь представлен конспект к уроку на тему «Растениеводство в нашем крае», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Окружающий мир (4 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

Примеры полевых культур выращиваемых в нашем крае

Открытый урок окружающего мира

«Растениеводство в нашем крае». 4-й класс

УМК «Школа России»

Подготовила учитель начальных классов

сформировать представления учащихся о растениеводстве в нашем крае;

познакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о растениях;

развивать познавательный интерес, умение работать с гербарием, наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности;

воспитывать бережное отношение к природе.

гербарий полевых культур, муляжи овощей и фруктов, зёрна полевых культур;

иллюстрации растений, фотографии;

Ход урока


I. Организационный момент,


II. Актуализация знаний.

-На прошлом уроке мы с вами познакомились с таким природным сообществом как водоём. Что нового Вы узнали о водоёмах?

– Выполняя какие либо действия, человек всегда должен задумываться о последствиях. В природе нет ничего лишнего.

– Докажите на примерах, что водоём является природным сообществом.

– Расскажите о правилах поведения у водоёма.

III. Индивидуальная работа по карточкам.

К искусственным водоёмам относятся:
а) реки, моря, океаны;
б) водохранилища, пруды, каналы;
г) ручьи, реки, озёра, моря;

Растения водоёма это:
а) тимофеевка, пастушья сумка, нивяник;
б) брусника, черника, мох;
в) кувшинка, ряска, тростник;

Санитарами пресных водоёмов считают…
а) рака, беззубку;
б) прудовика, катушку;
в) клопа-водомерку, жука-плавунца;

Живым фильтром называют:
а) головастиков;
б) раков;
в) двустворчатых моллюсков;

Строителями хаток и плотин на пресных водоёмах являются:
а) люди;
б) ондатры;
в) цапли;
г) бобры;

С водоёмами связана жизнь:
а) зябликов, трясогузок, соек;
б) цапель, уток;
в) лебедей, тетеревов, сов;

Хищниками пресных водоёмов являются:
а) жуки – плавунцы, щуки, клопы – водомерки;
б) караси, мотыли, раки;
в) циклопы, прудовики, головастики;

Вода в пресных водоёмах иногда имеет зелёный цвет, потому что…
а) это плавает ряска;
б) много микроскопических водорослей;
в) на дне много ила;

Читать еще:  Как выращивать боровики в домашних условиях?

IV. Сообщение темы и целей урока.

– В далёкой древности первобытный человек занимался охотой и собирательством. Ведь для того, чтобы жить, человеку надо есть. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям зёрна и корешки…

И, вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной тёрке перетирали зёрна, выросли колоски с такими же зёрнами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зёрнышки. Попробовали специально рассыпать зёрна – получилось, да ещё как: где упало зерно, вырос целый колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зёрна рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. Шли годы, развивался человек, совершенствовалось земледелие, всё разнообразней становились растения, которые выращивал человек. Вырастить хороший урожай — дело не простое, для этого много надо знать. Знать, когда пахать землю, когда сажать, поливать, что необходимо растениям для хорошего роста, когда убирать созревшие плоды.

_ Как вы думаете , о чём мы с вами будем сегодня вести речь, что нового узнаем?

– Сегодня мы узнаем, как появились культурные растения, какие сорта культурных растений выращивает человек, познакомимся с отраслями растениеводства, будем учиться различать полевые культуры по их характерным признакам.

– За разведение культурных сельскохозяйственных растений и их выращивание отвечает растениеводство. Посмотрите в словаре, как толкует слово растениеводство С.И.Ожегов? (Растениеводство – наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений, а также само такое разведение.)

– Растениеводство делится на несколько основных отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.

– В каждом крае растениеводство зависит от природных условий и имеет свои особенности.

– Как же человек сделал дикорастущие растения культурными? Он не просто выращивал растения около своего дома, а отбирал лучшие, сохранял и размножал их. Многие семьи имеют садовые участки, где выращивают овощи, ягоды, фрукты. Рассмотрим простой пример. Люди убрали картофель, и что дальше? (Картофель увозят в погреб, сортируют по размеру, отбирают на семена для посадки в следующем году)

– И не просто отбирают, а берут самые лучшие. Большой картофель никогда не оставляют на семена. Хороший хозяин, опираясь на свой опыт, заботится о будущем урожае. Над выведением новых сортов работают лаборатории и опытные станции.

– Поговорим отдельно о каждой отрасли растениеводства.

– Подумайте, чем занимается эта отрасль.

Дети получают материалы гербария: пшеница, рожь, ячмень, овёс, гречиха, лён, их зёрна, зёрна кукурузы, подсолнечника, картофель. Работа проводится в группах.

Название группы растений по месту выращивания.

Что получают из каждого растения.

Чем отличаются зёрна.

Обсуждение: Эти растения выращивают на полях, значит, это полевые культуры. Из пшеницы и ржи получают муку и пекут хлеб. Эти растения отличаются по форме колосков, у ржи длинные, твёрдые, разные по высоте усы. Рожь выше пшеницы. Зёрна ржи и пшеницы отличаются формой, но похожи по цвету. Зёрна овса продолговатые, из них варят кашу. Гречиха отличается зёрнами коричневого цвета и необычной формой. Из неё получают гречневую крупу.

– А что получают из проса и ячменя? (Из ячменя получают перловую крупу, а из проса – пшено.)

– Что получают из подсолнечника? (Подсолнечное масло и семечки)

– А изо льна? (Льняное масло)

– Это очень интересная культура. Изо льна получают льняное волокно. В старину из этого волокна ткали холсты и шили одежду.

– А картофель? (У него используют в пищу подземные части – клубни)

– Ещё из картофеля получают крахмал. Любите кисели?

– Выращиванием таких сельскохозяйственных культур занимается полеводство.

– В нашем совхозе «АгроСвет» выращивают эти полевые культуры.

Чем занимается эта отрасль? (Выращиванием овощей)

– Правильно. Овощи выращивают не только на полях, но и на огородах, а ещё в теплицах. Какие овощные культуры вы знаете? (Капуста, огурцы, кабачки, морковь, свёкла, лук)

Показ муляжей и образцов культур.

– Овощи играют огромную роль в питании человека.

– Такие овощи как лук и чеснок способны убивать болезнетворные микробы, потому что они содержат фитонциды. Неслучайно их рекомендуют употреблять в пищу во время эпидемий гриппа в сыром виде.

V. Физкультминутка.


VI. Работа по теме.

– Плодоводство – это выращивание плодовых культур, дающих фрукты. Какие фруктово-ягодные деревья и кустарники вы знаете? (Яблоня, груша, вишня, слива, малина, смородина)

– О цветоводстве вы прочитаете самостоятельно на стр. 206.

– Почему одни цветы выращивают в открытом грунте, другие – в теплицах, а третьи – в комнате? (В теплицах и комнатах цветы выращивают круглый год. А в открытом грунте выращивают растения, которые успевают отцвести до холода. Цветы бывают теплолюбивые и не очень.)

– Мир цветов поразительно красив и разнообразен. Помните, какие прекрасные цветы встретили нас 1 сентября и радовали нас своей красотой.

Работа в рабочей тетради.

VII. Закрепление изученного.

– Перечислите отрасли растениеводства. (Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство).

– Какие отрасли развиты в нашем крае?

VIII. Игра «Узнай растение».

– Угадай растение и назови отрасль растениеводства, которая его выращивает.

За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая ,
На вкус, как сахар, сладкая.
(Морковь, овощеводство)

На сучках висят шары,
Посинели от жары.
(Слива, плодоводство)

Удивительное солнце,
В этом солнце сто оконцев.
Из оконцев тех глядят
Сотня маленьких галчат.
(Подсолнечник, полеводство)

Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку.
(Мак, цветоводство)

В поле – метёлкой,
В мешке – жемчугом.
(Рожь, полеводство)

Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка.
(Капуста, овощеводство)

Низок да колюч,
Сладок да не пахуч.
Ягоды сорвёшь –
Всю руку обдерёшь.
(Крыжовник, плодоводство)

– Самостоятельно дополните схему «Растениеводство» названиями культур, которые выращивает каждая отрасль.(Взаимопроверка в парах)

IX. Закрепление работы по теме урока.

Работа с кроссвордом в парах.

X. Подведение итогов урока.

– Назовите отрасли растениеводства.

XI. Домашнее задание.

Прочитать текст, ответить на вопросы (с. 201–207).

Выполнить задание № 1, 4 в рабочей тетради (с. 68–70)

Подготовить сообщение о культурном растении нашего края.

Как по вашему мнению, соотносятся история и культура.

На этой странице сайта вы найдете ответы на вопрос Примеры полевых культур, выращиваемых в вашем крае?, относящийся к категории История. Сложность вопроса соответствует базовым знаниям учеников 1 — 4 классов. Для получения дополнительной информации найдите другие вопросы, относящимися к данной тематике, с помощью поисковой системы. Или сформулируйте новый вопрос: нажмите кнопку вверху страницы, и задайте нужный запрос с помощью ключевых слов, отвечающих вашим критериям. Общайтесь с посетителями страницы, обсуждайте тему. Возможно, их ответы помогут найти нужную информацию.

Нема на світі другої України, немає другого Дніпра. Україна одному до границь його ланів, а другому від колиски до гробу серед злиднів. Наша слава – Українська держава. На чужій стороні Вітчизна удвічі миліша. Всюди на світі добре, а вдома найкра..

Какого документа? Можно подробную информацию.

Потому что большинство англичан не обладало избирательными правами. Голосовать могли (равно как и быть избранными) только крупные собственники. Из 20 млн англичан голосовать могли около 200 тыс. Человек.

1. 01. 1700 (14. 01). – Петр I ввел начало Нового года в России с 1 января (вместо 1 сентября) и летосчисление от Рождества Христова .

Александр Ефремов создал атомное аружие.

В1538году Хакназар хан взошел на тронКазахского ханствав городеСыгнак. В«Ахсан ат — таварих»Хасан — бека Румлу описывается сражение Хак — Назара с туркменами в 955 годухиджры(1548 / 1549 году) : Хак — Назар, переправившись заАмударьюимел сражение с ..

Островное государство Япония в Средние века, кратко говоря, в течение долгого времени развивалось в изоляции от других стран. Впрочем, эта обособленность не была полной – Япония успешно контактировала с ближайшими соседями – Китаем и Кореей. Поэтом..

Генеральные штаты : 1. Впервые в 1302 году 2. Для утверждения налогов и с совещательный орган в борьбе с папской властью 3. Дворянство, духовенство и бюргерство (богатые жители городов или избиратели от города) 5. Значение для всех : власть стала..

Это слова аннексия и плебисцит. Анне́ксия(лат. Annexio, отлат. Annexus— «присоединённый»)— насильственноеприсоединениегосударствомвсего или части территории другого государства в одностороннем порядке. По современномумеждународному правуаннексия—..

Назови учебник класс авторов, я сейчас в интернете найду.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector