0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Научить быть диким: косолапые

Научить быть диким: косолапые. Как леса медведями заселяют

В лесах Тверской области есть ясли. Они самые обыкновенные — только для малышей-медведей. За время их работы с 1995 года выпускниками стало больше двух сотен косолапых. По большому счету, реабилитация медвежат-сирот началась гораздо раньше, когда бывший охотник, а теперь заслуженный эколог России, доктор биологических наук и писатель Валентин Пажетнов вместе с супругой Светланой в 70-х годах начал исследовать поведение медвежат-сирот.

«Валентин Сергеевич заменил медвежатам мать и, выращивая их, наблюдал за их развитием. В результате этой работы стало понятно, что при соблюдении определенных правил выращенные медвежата могут быть возвращены в природу, где они успешно интегрируются и могут выжить без помощи человека», — рассказывает «Чердаку» Людмила Данилова, представитель фонда IFAW, который начал помогать Пажетновым в 1995 году.

Веками наши предки жили бок о бок с медведями: почитали их, наделяли волшебными свойствами и, само собой, боялись. Но при этом про их повадки толком так ничего и не узнали вплоть до 1970-х годов. Тогда Пажетнов начал изучать поведение медвежат, «притворившись своим», и два года, по сути, был членом семьи для нескольких косолапых сирот.

«Например, одним из результатов работы четы Пажетновых стало открытие, что у медведей есть врожденное, инстинктивное поведение строительства берлоги, — раньше считалось, что они учатся у матери-медведицы, залегая с ней в берлогу в конце первого года жизни».

Но самое главное — стало понятно, что при соблюдении определенных правил человек может подготовить медвежат-сирот к самостоятельной жизни в диких условиях и их можно благополучно отпускать на волю. Этим и стали заниматься Пажетновы.

Подкидыши

Чаще всего медвежата попадают в «детский сад» зимой или весной. Их или приносят люди, обыкновенно охотники, или о них сообщают в реабилитационный центр, и его сотрудники едут забирать косолапого.

Как правило, медведи появляются на свет с конца декабря по конец января. Раньше медвежата чаще всего попадали к Пажетновым, если их матерей убивали или спугивали из берлоги во время зимней охоты. В 2010 году такую охоту запретили, однако охотники по-прежнему зимой добывают копытных, беспокоя косолапых.

«Медведи в берлоге спят, конечно, больше, чем летом, но не находятся в спячке. А медведица еще и медвежат кормит и ухаживает за ними — чистит, вылизывает. И они очень чутко сидят, все слышат, что происходит на поверхности. Очень часто собаки подходят к берлоге, начинают лаять на нее. Медведица, как правило, сидит в берлоге до последнего. Но потом не выдерживает и убегает. Если медведица убежала из берлоги, то она никогда не возвращается», — говорит Данилова.

При этом, когда медведица весной выходит с медвежатами из берлоги, она защищает детенышей до последнего. Но тут малышей подстерегает другая опасность: в мае начинается период гона, и самцы, преследуя самок, убивают всех, кто находится рядом с ними. Прячась от медведей, детеныши могут потеряться.

«Пока хотя бы один медвежонок следует за матерью, она не понимает, что что-то не так. А остальные в это время уже могут потеряться. И они еще слишком маленькие — самостоятельно не выживут. Питаются они молоком — растительности еще мало. Детеныши быстро теряют силы, выходят к деревням, где пахнет съестным. Когда люди их видят, то чаще всего медвежата уже такие ослабленные, что их можно взять голыми руками, хотя они, естественно, боятся человека», — рассказывает Данилова.

Осиротевшие медвежата погибают без матери: от холода зимой в берлоге или от голода весной. Либо попадают на притравочные станции, где их ждет еще более мучительная смерть. Попасть в центр реабилитации для них — то же самое, что получить путевку в жизнь.

Хищников тоже нянчат

За годы работы каких только медвежат не выхаживали в центре реабилитации. Самые сложные случаи — это, конечно, новорожденные крохи. Обычно они размером с ладонь и весят всего 450 граммов.

«В нашей практике были даже недоношенные медвежата. Когда была охота, медведицу выгоняли из берлоги собаками. И был случай, когда медведица родила на дороге. Этих недоношенных медвежат доставили к нам. Но они погибли. У них еще не была нормально развита кожа и слизистая. Кроме того, было переохлаждение, что привело к воспалению легких», — вспоминает Данилова.

Когда медвежата попадают в центр, их сразу же осматривают в теплом помещении. Самая частая причина гибели новорожденных медведей — пневмония, ее лечат антибиотиками. Очень часто медвежата обезвожены — в таком случае им ставят капельницу или подкожно вводят физраствор. Если у пациентов есть раны, их залечивают.

Порой сами люди добавляют сотрудникам центра проблем: кормят пойманного медвежонка кефиром.

«Этого делать нельзя, потому что у них развивается понос, а это обезвоживание. Медвежат нужно кормить молоком. Но при этом состав медвежьего отличается от коровьего. В коровьем меньше белков и жиров и много сахара. У медведей жиров 25—30%, а в коровьем — 4%. Поэтому в идеале надо кормить чем-то, что ближе по составу к медвежьему молоку: либо добавлять в коровье молоко подсолнечное масло, либо сливки, либо сухое молоко», — объясняет Данилова.

Кстати, в центре медвежат кормят специальным молоком для щенков. И делают это два человека аж шесть раз в день: каждые три часа, и днем, и ночью. Два — потому что в одиночку накормить десяток кричащих и лезущих к маленьких, но медведей — задача не из легких. Закончив кормить последнего, пора будет раздавать обед по второму кругу.

Кормление медвежонка / Источник: youtube.com

Медвежья избушка

Пока медвежата совсем маленькие, их держат в теплом помещении с печкой. Там они сидят в специальных ящиках по два-три косолапых.

«Им вместе теплее, и они спокойнее. Реабилитация одного животного — это очень сложно, в случае медведей — практически невозможно, нужно чтобы их было несколько. Одно животное начинает привыкать к человеку за время кормления. А если их больше одного, то они друг на друге фокусируются», — говорит Данилова.

В возрасте 1,5 -2 месяцев их переводят в другое помещение со специальным «тренажером» — подобием дерева, по которому они могут карабкаться. При этом во всех помещениях свет очень приглушенный, почти как в берлоге.

В середине апреля — начале мая медвежат переводят в избушки, вокруг которых устроены вольеры. Сейчас в центре два вольера площадью 1 га каждый.

«Сначала медвежат помещают в избушку, а потом открывают дверь в вольер. И этот момент очень важный как для медведицы, так и для медвежат. Это момент, когда они друг друга видят в первый раз, потому что в берлоге темно. И важно, что наши медвежата увидят в этот момент. Важно, чтобы они увидели друг друга. Если они увидят человека, то будут думать, что это их мама», — поясняет Данилова.

Первые дни после выпуска в вольер очень важны для самоидентификации медвежат: они должны привыкнуть друг к другу и начать считать себя такими же, как и те, кто их окружает. Затем медвежата сами разделяются на небольшие группы, примерно так, как это происходит в естественной среде: два или три медвежонка и мать. Они гуляют вместе, а во время «обеда» один из группы следит, нет ли опасности. Обычно у таких групп есть свой собственный «язык» — некий набор звуков, которыми они обмениваются между собой.

Первое правило клуба

«Естественно, медвежата маленькие — хочется взять их на ручки, потискать. Но этого делать нельзя», — объясняет Данилова самое сложное в кодексе обращения с медвежатами.

Есть и другие правила. Например, рядом с медведями нельзя разговаривать, а кормят их, надевая одну и ту же одежду. Все, что может связать кормление с человеком, «испортит» медведя, и вместо естественного страха перед людьми он будет к ним выходить.

В вольере медвежата подчас пытаются поиграть с человеком. Увы, такие вольности тоже под запретом. И если медвежонок пытается приблизиться к человеку, нужно отогнать его палочкой, можно даже несильно шлепнуть косолапого по носу, лишь бы он испугался.

Учеба и аттестация

Пожалуй, единственное, чему действительно приходится учить медвежат, — есть из миски. И многим совсем не хочется учиться! Крохотных медвежат кормят в перчатках из соски, не держа на коленях, а положив на стол и придерживая морду. Но когда их переводят в вольер, все они уже должны научиться есть самостоятельно. В это же время к молоку начинают примешивать геркулесовую или гречневую кашу и яйцо как источник белка.

«Сначала медвежата ужасно не хотят есть из мисок, а хотят из сосок, потому что это быстрее. Из мисок они захлебываются, все грязные — в каше. Но делать нечего», — описывает Данилова тяготы медвежьей школы.

А вот охотиться косолапых никто не учит, потому что, как правило, они не охотятся. Медведи-охотники очень редко встречаются в Сибири, и там мать передает детенышам этот навык. Основа рациона косолапого — растительная пища. Несмотря на то что медведи, как и волки, относятся к хищникам, их пищеварительные системы сильно различаются: кишечный тракт волка адаптирован под переваривание животного белка и поэтому короткий, а у медведя он в несколько раз длиннее, чтобы переваривать растительную пищу.

Читать еще:  Кофейное дерево; выращивание и уход в домашних условиях, фото видов

Василий Пажетнов кормит медвежат кашей. Источник: youtube.com

Животный белок медведи получают за счет яиц птиц и, конечно, личинок или насекомых.

Научить медвежат есть ту или иную пищу нельзя. У них есть некое врожденное чувство, что пригодно в пищу, а что нет. Хотя многое они пробуют на зубок, методом проб и ошибок выясняя, какие стебли самые вкусные.

«Выпускной» у медвежат обычно проходит в сентябре-октябре. За месяц до срока и становится ясно, кто из подопечных Пажетновых готов отправиться на волю, а кто останется во второгодниках. «Аттестация» проходит очень просто: медвежат взвешивают и берут у них анализы.

«Если медвежонок недостаточно упитан и весит меньше 22−23 кг, то скорее всего мы их оставим на зиму, чтобы они накопили вес. Если мы их не выпускаем, мы можем кормить их весь октябрь и ноябрь, можно давать более калорийную пищу, чтобы они набрали вес», — говорит Данилова.

Вес для косолапых — главный показатель успеха, ведь за зиму медведь теряет до трети веса. Если медвежонок нагуляет к осени всего 20 кг, то скорее всего он не переживет зимовку.

Кроме того, анализы показывают, здоровы ли подопечные. Если у них не все в порядке, то сотрудники центра оставят их на карантин.

Иногда случается, что «выпускники» центра подходят к деревням и дачам. И если их начинают подкармливать сердобольные жители или они сами находят помойки, то отучить их может быть очень сложно, поэтому их забирают обратно в центр.

«Второгодники» устраивают берлогу под избушкой в вольере. Весной, после выхода из нее, их выпускают в дикую природу во второй раз.

«Доказано, что за время этой зимовки они очень сильно отвыкают от человека, становятся очень пугливыми. При выпуске весной уже не выходят к людям», — подчеркивает Данилова.

«Выпускной» для медведя. Источник: youtube.com

Выпускной

Чтобы не нарушать существующие популяции, медвежат стараются выпускать примерно в тех же местах, где их поймали, но, конечно, вдали от деревней и, по возможности, на охраняемых территориях.

«По дороге к месту выпуска эти бедные медведи сидят в деревянных боксах с вентиляцией, их везут по плохой дороге, для них это мучение. Они кричат. Это их приучает к мысли, что с человеком и машиной лучше не связываться», — рассказывает Данилова.

Если на одной территории была выпущена пара медвежат, то, как правило, на первую зимовку они залегают в берлогу вместе.

«Медведи стремглав бегут в лес. И после выпуска избегают человека. Фактически все случаи, когда они выходят к людям, мы знаем. Эти медведи возвращаются к нам на зимовку. Таких случаев очень мало», — добавляет Данилова.

На Дальнем Востоке

Медвежата-сироты появляются не только в европейской части России. На Дальнем Востоке детеныши гималайского медведя тоже нуждаются в опеке. Сейчас их чаще приносят в Центр реабилитации и реинтродукции тигров и других редких животных, или МРОО «Центр ТИГР». Годовалых детенышей сотрудники центра откармливают и устраивают на зимовку в искусственной берлоге. Весной таких подопечных можно смело выпускать в дикую природу. А вот с медвежатами помладше, которые еще питаются молоком, дела обстоят хуже.

«Для медвежат совсем маленьких (которые еще молочные) работа планируется в несколько этапов: вначале необходимо организовать искусственную берлогу, затем их переводят в большой вольер, где они знакомятся с растительными кормами, и лишь к осени их можно выпускать в дикую природу. Пока в нашем центре мы можем осуществлять работу с медвежатами-подростками, но мы планируем расширяться и построить вольеры для медвежат разного возраста», — сказала «Чердаку» сотрудник Центра реабилитации и реинтродукции тигров и других редких животных Екатерина Блидченко.

Медвежий воркаут: Центр спасения медвежат показал, как косолапые малыши осваивают «тренажер» в Тверской области

26 ноября 2021 12:40

Расположенный в Торопецком районе Центр спасения медвежат-сирот, замечательное детище биолога с мировым именем, «медвежьего папы» Валентина Пажетнова, выложил в своем паблике очередное видео с косолапыми малышами. На нем медвежата-братья Бантик, Тиша и Остап начинают осваивать специально созданный тренажер — можно сказать, турник.

Ролик был снят 20 марта. Бантик, Тиша и Остап там активно занимаются прямо каким-то медвежьим воркаутом в младшей возрастной группе. Лазают и пробуют на вкус сделанный из тонких бревнышек турник.

Сейчас запечатленные в ролике косолапые пушистые крохи уже готовятся к зиме на воле, в дикой природе. В этом году именно с них сотрудники центра в середине сентября открыли «выпускной сезон-2021». Окрепшие и изрядно подросшие за весну и лето братья Бантик, Тиша и Остап были возвращены в родные края — в Кировскую область. Их выпустили в лес в Опаринском районе на территории природного заказника «Былина».

Дорога до Кировской области, где их нашли оставшимися без матери малютками и привезли в центр Пажетновых в Верхневолжье, составила более 1,5 тысячи км.

— Первые выпускники хорошо перенесли такое долгое путешествие, — сообщили тогда сотрудники Центра спасения медвежат-сирот в соцсети.

В конце сентября в дикую природу были возвращены и карельские медвежата Савва и Северина. Брат и сестра были выпущены на территории госзаказника регионального значения «Толвоярви» в Карелии.

Еще одни знакомцы всех, кто следит за пабликом центра, медвежата Нея, Волга и Межак, были выпущены в природу также в конце сентября в родных краях — на территории охранной зоны Государственного природного заповедника «Кологривский лес» в Костромской области.

Сотрудники центра регулярно выходят на связь с заповедниками и министерствами природных ресурсов регионов, где выпускают взращенных медвежат. Отслеживают судьбу своих воспитанников.

Как сообщали сотрудники центра, в этом году никаких эксцессов с выпущенной на волю косолапой молодежью, к счастью, не зафиксировано.

СПРАВКА «КП»

Центр спасения медвежат-сирот действует по прекрасно зарекомендовавшей себя методике, выработанной его основателем, доктором биологических наук, заслуженным экологом России Валентином Пажетновым совместно с супругой Светланой Ивановной, тоже биологом. Они проводили многолетние исследования по формированию поведения у медвежат, оставшихся сиротами.

Проведенные исследования показали, что у медвежат при правильном подходе последовательно к шести-семи месяцам формируются все формы поведения в дикой природе. Этот процесс идет без подражания или научения матерью-медведицей, на основе врожденных инстинктов.

Центр возвращает медвежат в дикую природу в возрасте восьми-девяти месяцев, то есть в сентябре-октябре, учитывая, что они рождаются обычно с конца декабря на протяжении января.

Про «медвежьего папу», невероятного человека огромной души Валентина Пажетнова читайте здесь. К несчастью, он трагически ушел из жизни в начале этого лета.

Светлая память Валентину Сергеевичу. Дело его живет.

Как победить косолапость

Сергей Цыганов врач-ортопед, специалист по детскому массажу

  • Как увидеть проблему?
  • Что нужно знать о косолапости?
  • Что делать?
  • Примеры для понимания
  • Игра на внимательность
  • Ошибся — изволь отжаться!
  • Мечта — серьезный мотив
  • Массаж
  • Упражнения для исправления косолапости
  • Обращение к родителям

Проблемой косолапости у детей я заинтересовался давно. О ее актуальности говорит тот факт, что чуть ли не у каждого третьего ребенка или неправильная осанка, или неправильная походка. Хотя с косолапостью у новорожденного справиться проще, тем не менее и в 7–15 лет можно добиться хороших результатов. Но это серьезный труд, и в первую очередь для родителей. Вам предстоит сотворить чудо, только ваше искреннее желание и упорство сможет помочь вашему ребенку. Готовьтесь к тому, что заниматься с ребенком предстоит не один месяц. Возраст, о котором я пишу (от 7 до 15 лет) имеет ряд преимуществ. В это время дети уже сознательные личности, способные мыслить и рассуждать, понимать, что справиться с косолапостью нужно в первую очередь им самим. Основная сложность — это уже сложившаяся привычка ставить ноги неправильно. С этой привычкой мы и будем бороться.

Как увидеть проблему?

Проще всего посмотреть на следы, которые оставляет ваш ребенок на неглубоком снегу. У ребенка, не страдающего косолапостью, следы будут параллельны друг другу, лишь слегка разведены мыски ног.

Обратите внимание, как по утрам ваш полусонный ребенок «шлепает» в ванную комнату, как стоит, когда чистит зубы. В это время он совершенно расслаблен и не следит за собой.

Внимательно присмотритесь к нему в игре, когда он увлечен и естествен. Например, во время игры он бежал, а потом резко остановился. Как стоят его ноги?

Что нужно знать о косолапости?

  1. Если ребенок при ходьбе «загребает» ногой (одна из стоп повернута в сторону другой стопы) или стоит, как косолапый мишка, — это не только проблема голеностопа. Проблема может за­ключаться в шейном отделе позвоночника (сколиоз) и даже в ухудшении зрения.
  2. Позвоночник и суставы — это шарниры, приводимые в движение мышцами. Как правило, при наличии косолапости мышцы развиваются неправильно, асимметрично, неравномерно. Некоторые мышцы перенапряжены и зажаты, их необходимо расслаблять (между прочим, в результате может уйти масса проблем: головные боли, плохой сон и т.п.), а плохо развитые мышцы нужно подкачать, потренировать, заставить работать правильно. В 7–15 лет организм еще продолжает расти, формируются костяк и суставы, а деформации и искривления происходят там, где нет сопротивления мышц или они сокращаются неравномерно.
  3. Косолапые дети часто при ходьбе не только неправильно ставят стопу, но и делают неправильный посыл ноги от бедра. В результате колено «смотрит» во внутреннюю сторону, и кажется, что при ходьбе ноги «иксят».

Помните, что косолапость, плоскостопие, сколиоз — это все звенья одной цепи.

Что делать?

Вы увидели проблему и поняли, что ее надо решать.

  1. Обсудите проблему в кругу семьи. Попытайтесь придумать игру, которая поможет ребенку обращать внимание на постановку ног.
  2. Поговорите с ребенком, разъясните и покажите его ошибки. Желательно, чтобы это сделал человек, которого ребенок уважает, к чьему мнению прислушивается.
  3. Теперь попытайтесь прочувствовать проблему. Попробуйте пройтись так, как ходит ваш ребенок, почувствуйте то ощущение, которое он испытывает при ходьбе.
  4. Определите мышцы, которые заставляют ребенка косолапить. Для этого нужно лечь на живот так, чтобы ноги выступали за пределы кровати до середины голени. Сделайте движения мыском ноги от правильной постановки ноги к неправильной. В положении лежа все ваше тело расслаблено, меняя положение стопы, вы по­чувствуете, какие мышцы работают особенно сильно. Эти мышцы вам следует найти у ребенка и начать расслаблять их. Из своей практики могу сказать, что чаще всего это мышцы спины в поясничном отделе. У нетренированных детей проблемные мышцы особенно напряжены, и вы их без труда нащупаете.
  5. И главное — проконсультируйтесь с врачом-ортопедом. Косолапость может быть врожденной или приобретенной. С врожденной косолапостью может справиться массажист, а бороться с приобретенной косолапостью нужно комплексно, используя труд массажиста, тренера, психолога. Но главными в этой борьбе останетесь вы, родители.
Читать еще:  Важные правила по уходу за орхидеями в домашних условиях, чтобы они росли пышно и радовали глаз

—>

Примеры для понимания

Допустим, у ребенка близорукость, из-за этого у него появляется целый ряд бессознательных привычек. Приглядываясь, ребенок вытягивает шею вперед. Теперь попробуйте стать ровно, выпрямить спину и повторить действия близорукого человека, а именно: вытяните шею чуть вперед. При нормальной стойке вы начнете терять равновесие и падать. А чтобы не потерять равновесие, вы будете вынуждены поменять положение ног — повернете мысок стопы внутрь. Это и есть классическая стойка косолапого человека.

То же касается сколиоза и прочих искривлений. Дело не в том, что ребенок не хочет ставить ногу правильно, ровно держать спину, — он просто не может это сделать. Ведь в силу целого ряда причин его мышцы уже развиты так, что не дают ему возможности сидеть, стоять и ходить по-другому.

Даже если ребенок с вашей помощью или самостоятельно следит за ногами и исправляет их положение, этого недостаточно. Как только он отвлечется, задумается, его мышечная память сразу уничтожит все ваши усилия. Но это не значит, что вы проиграли, отнюдь. Нужен очень сильный мотив, стимул. Вылечить косолапого ребенка — как выиграть бой с неравным противником и выиграть красиво, хитро. Давайте же начнем хитрить! Обманем привычки и вместе выработаем новые, а мышцы разовьем и потренируем.

Игра на внимательность

Ребенок должен обязательно включиться в процесс увлечения. Он должен понимать, что в первую очередь ему нужно быть здоровым и красивым, а для этого он должен сам следить за своей походкой. Я предлагаю ребенку игру на внимательность, например, как только он видит красную машину, то сразу же смотрит на ноги. Если в этот момент он идет или стоит неправильно, положение ног надо поменять на правильное. И вы включайтесь в эту игру. Ребенок будет знать, что вы тоже следите за машинами, а следовательно, и за его ногами, это его дисциплинирует.

Ошибся — изволь отжаться!

Вы объясняете ребенку, что будете помогать ему следить за правильностью выполнения упражнений. Как только ребенок допустит ошибку, вы хлопаете в ладоши, и он должен, например, пять раз отжаться. Но, если он сам заметил ошибку и хлопнул, отжимания отменяются. Таким нехитрым способом можно отучить ребенка и чавкать, хлюпать, говорить слово «блин».

Прием очень действенный, только не давайте слабину. Уговор дороже денег. Объясните ребенку, что отжимания — это не наказание, а дополнительные упражнения, которые помогут ему стать сильнее, но выполняет их ребенок только за невнимательность.

Мечта — серьезный мотив

В детстве я тоже косолапил и помню, как за меня взялись родители. Как и многие мальчишки, я хотел служить в армии. У меня была каска со звездой и автомат отечественной фабрики игрушек. Я гордился всем этим и потешал взрослых, косолапо маршируя по комнате. Я пол­ностью игнорировал замечания родителей и упрямо ставил ноги как хотел. И тогда отец серьезно заявил, что я могу сдать свой автомат, потому что косолапых в армию не берут. У меня появилась серьезная мотивация исправить походку, и уже через несколько месяцев я ходил правильно. Я хотел быть солдатом, и какая-то косолапость не могла встать на моем пути.

Массаж

Желательно перед началом домашних упражнений или тренировки в спортзале расслабить проблемные мышцы, которые вы уже научились находить. Купив литературу по массажу, вы ознакомитесь с приемами и правильностью их выполнения. Меня 15 лет назад учили по В.И. Васичкину. Я делаю массаж спины и ног детей, акцентируя внимание на расслаблении проблемных мышц. Вам также помогут книги Ирины Красиковой «Детский массаж», «Плоскостопие», где вы найдете не только приемы массажа, но и ряд упражнений.

Упражнения для исправления косолапости

Хорошо, если у вас есть возможность заниматься в спортзале, но это не обязательное условие. Можно заниматься на улице, в лесу, на даче и, конечно, дома. Вы должны разработать упражнения, систематизировать их и постепенно увеличивать нагрузку. Можно поговорить с учителем физкультуры в школе, и он подскажет некоторые упражнения для ребенка.

Когда вы поняли, что нужно делать, и разъяснили это ребенку, начинайте делать упражнения вместе с ним. На второе занятие возьмите видеокамеру и снимите неловкие движения вашего ребенка.

Через 5–7 занятий вы получите первые результаты. Покажите ребенку видеозапись занятий. Обычно детям нравятся их успехи, они гордятся собой и с большим рвением стремятся вперед. Но не обольщайтесь, вы только в начале пути. Не забывайте хвалить и стимулировать ребенка.

Итак, вы начали заниматься. Желательно, чтобы ребенок был максимально сосредоточен на том, что он делает. Сначала пробежим несколько кругов, это разогреет мышцы, а главное — поможет увидеть проблему еще раз, особенно на поворотах. С этого дня ваш ребенок больше не будет бегать, как ему удобно. Теперь он будет учиться бегать и ходить по-новому.

При беге не нужна скорость, главное — правильно ставить ноги. На следующем занятии вы вводите систему «дополнительных упражнений» за невнимательность и неправильную постановку ног (помните те самые хлопки и отжимания). Первые несколько недель вам предстоит внимательно наблюдать за тем, что делает ребенок, потирая ладони от готовности хлопнуть в них.

Когда вы заметили, что ошибок стало меньше, предлагайте ребенку следующее упражнение: поднять руки к груди, сжать кулаки и во время бега покрутить кулаки перед собой. Для начала крутить кулаки можно только в одну сторону, например, на себя, а через несколько занятий упражнения усложняются и чередуются — 10 раз в одну сторону, 10 раз в другую. При этом вы увидите, что все предыдущие успехи, достигнутые в борьбе с косолапостью, канули в Лету. Не беда, несколько занятий — и ваш ребенок справится с поставленной перед ним задачей — отжиматься-то неохота.

Бег, ходьбу по залу вы разбавляете прыжками на мысочках. Постановка ног при этом должна быть в стиле Чаплина. В таком положении ноги должны отрываться от пола и в таком же положении приземляться. Хорошо такой походкой подниматься по лестнице, желательно повыше и регулярно. Добавьте к упражнениям ходьбу «гусиным шагом», прыжки из положения «сидя на корточках» и тому подобное. Или предложите ребенку представить, что он несет большой и тяжелый арбуз. Арбуз настолько тяжелый и большой, что ребенок вынужден идти, что называется, «на полусогнутых», а до конца зала ему надо донести арбуз побыстрее, но не бежать.

Включите упражнения по вращению стопы кнаружи в любых вариантах. Отличная корригирующая поза — «сидя между пятками». Ребенок стоит на коленях, стопы разведены в стороны носками врозь. Надо медленно опуститься и сесть между пятками.

Необходимо включить упражнения на растяжку, а также статические упражнения, например, такие, как «стойка всадника»: ноги ставят чуть больше чем на ширину плеч, и при ровной, прямой спине ребенок опускается в положение полусидя, руки можно вытянуть вперед, а стопы должны быть параллельны друг другу. Продолжительность упражнения: 15 секунд — замираем в позе всадника, 5 секунд — отдых. Повторяем пять раз. Любой из ваших знакомых, занимавшийся карате или другими единоборствами, покажет вам это упражнение и упражнения на растяжку.

Будет совсем не лишним включить упражнения на вытягивание позвоночника, тем самым мы разгрузим спину. Встаньте, пятки вместе, носки врозь, спина прямая. Руки опустите вниз, скрестите пальцы и переверните кисти так, чтобы ладони смотрели вниз. Не разжимая пальцев, поднимите руки вверх. Теперь представьте, что вы — растение, которое стремится к солнцу, и, чуть раскачиваясь, не отрывая пяток, начинайте тянуться вверх. Тянитесь, насколько это возможно. Затем потихоньку начинайте отрывать пятки от пола и тянитесь дальше. Достигнув предела, поочередно опускайте пятки, при этом руки продолжают тянуться вверх. Все это делаем неторопливо, медленно. Попробуйте сами и включите это упражнение в ваши занятия с ребенком.

Открою вам свой фирменный секрет. К раме велосипеда ребенка привяжите пластиковую бутылку так, чтобы она была на уровне колен. Тогда при кручении педалей бутылка будет мешать ему сводить ноги. Просто и эффективно.

Обратите внимание на обувь, в которой ходит ребенок, часто именно она заставляет ставить ноги неправильно.

Если у вас есть возможность, увлеките ребенка скейтбордом или сноубордом. Эти виды спорта не дадут шансов косолапости.

Итак, вы добились успехов. Теперь отведите ребенка в спортивную секцию или танцевальный кружок. Любой результат нужно закрепить.

Обращение к родителям

Моя формула решения такова: вы заметили проблему, проконсультировались с врачом, тренером, массажистом, начали вырабатывать новые привычки, расслабили напряженные мышцы и нагрузили мышцы-антагонисты, заставили ребенка поверить, что у него все получается отлично. Теперь вы открыли вашему чаду дорогу в спорт и здоровую жизнь.

Пусть ваши дети будут всегда здоровы, красивы, сильны!

Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Научить быть диким: косолапые

Лексико-грамматические игры по теме:

«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ»

Д/и «Кто у кого?»

Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.

У медведицы — … (медвежонок, медвежата). У лисицы — … (лисенок, лисята).

У зайчихи — … (зайчонок, зайчата). У ежихи — … (ежонок, ежата).

У волчицы — … (волчонок, волчата). У белки — … (бельчонок, бельчата).

Читать еще:  Как вырастить киви в открытом грунте

«Назови семью»

Цель: закрепление названий диких животных, их семьей; развитие речи детей.

Папа — медведь, мама — … (медведица), детеныш — … (медвежонок).
Папа — волк, мама — … (волчица), детеныш — … (волчонок).
Папа — еж, мама — … (ежиха), детеныш — … (ежонок).
Папа — заяц, мама — … (зайчиха), детеныш — … (зайчонок).
Папа — лис, мама — … (лисица), детеныш — … (лисенок).

Д/и «Кто где живет?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.

На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.

Белка живет… в дупле. Медведь живет… в берлоге.
Лиса живет …в норе. Волк живет… в логове.
Заяц живет …под кустом. В хатке под водой живет…бобр.

Д/и «Кто чем питается?»

Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.

На столе педагога картинки: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, зайцы, и т.д. Дети ставят картинки к соответствующему животному.

Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди.

-Ребята, прежде чем ответить на этот, вы должны вспомнить, кто из животных относится к травоядным.

Дети: — Травоядные: заяц (траву, кору деревьев), белка (орехи, грибы), лось (трава, кора деревьев, ветки, сено).

— Хищники: медведь (мед, ягоды, падаль, рыбу), волк (зайцев, овец, телят), лиса (кур, гусей, зайцев, мышей), рысь (мясо животных).

«Это правда или нет?»

Цель. Учить детей находить неточности в тексте.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Послушайте внимательно стихотворение. Кто больше заметит небылиц, того, чего не бывает на самом деле?»

Тёплая весна сейчас. Любит в речке посидеть.

Виноград созрел у нас. А зимой среди ветвей

Конь рогатый на лугу «Га-га-га, пел соловей.

Летом прыгает в снегу. Быстро дайте мне ответ –

Поздней осенью медведь Это правда или нет?

Дети находят неточности и заменяют слова и предложения, чтобы получилось правильно.

Д/и « Какой? Какая? »

Цель: формирование умений у детей использовать в речи прилагательные и правильно согласовывать их с существительными.

Оборудование: картинки с изображением животных.

Волк (Какой?) — злой, голодный, серый, большой, лохматый…

Медведь (Какой?) – большой, огромный, лохматый, косолапый, сильный, бурый.

Лиса (Какая?) — хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая…

Заяц (Какой?) — трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой…
Белка (Какая?) — запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая…

Д/и «Подбери словечко»

Цель: формирование умений у детей подбирать и называть слова-действия.

Медведь (что делает?) … (спит, переваливается, косолапит, охотится…).
Волк (что делает?) … (воет, убегает, догоняет, высматривает,…).
Лиса (что делает?) … (выслеживает, бежит, ловит, вынюхивает…).

Заяц (что делает?)… (прыгает, прячется, грызет…).

Д/и «Узнай зверя по описанию»

Цель: формирование умения узнавать животных по описанию, развитие мышления и речи детей.

— Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
— Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
— Серый, злой, голодный. (Волк.)
— Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
— Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)

Д/и «Кто как голос подает?»

Цель: познакомить детей, какие голоса подают дикие животные.

— Скажите, как подают голос звери?
— Что делает волк — …(воет).
— Что делает лиса — … (тявкает).
— Что делает медведь — … (ревет).
— Что делает белка — … (цокоет).

Д/и «Назови ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай.
Белка – белочка; заяц – зайчик, зайчишка; еж – ежик; лисенок – лисёночек,

лиса – лисичка; медвежонок – медвежоночек и т.д.

Д/и «Один — много»

Цель: образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.
Белка – белки – много белок; заяц – зайцы – много зайцев;
Медведь – медведи – много медведей; волк – волки — много волков;

Еж – ежи – много ежей; лиса – лисы – много лис.

Д/и «Один-три-пять»

Цель: согласование существительных с числительными «один», «два», «пять».

Сколько их – всегда мы знаем,
Хорошо мы все считаем.
Один медведь – три медведя – пять медведей; Один волк – три волка – пять волков;
Один еж – три ежа – пять ежей; Одна белка – три белки – пять белок;

Одна лиса – три лисы – пять лис; Один заяц – три зайца – пять зайцев.

Д/и «Охотник»

Цель. Упражнять в умении классифицировать и называть животных.

Ход игры. Дети становятся перед чертой, в конце участка – стульчик. Это «лес» («озеро», «пруд»). В «лес» отправляется «охотник» — один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту. Буду охотиться за …». Здесь ребёнок делает шаг вперёд и говорит: «Зайцем», делает второй шаг и называет ещё одно животное и т.д. Нельзя два раза называть одно и то же животное. Победителем считается тот, кто дошёл до «леса» («озера», «пруда») или прошёл дальше.

Д/и «Измени слова по образцу»

Цель: образование притяжательных прилагательных.

Нос лисы — … (лисий нос). Лапа лисы — … (лисья лапа).
Глаза лисы — … (лисьи глаза). Нора лисы — … (лисья нора).

(волк, медведь, белка).

Д/и «Наоборот»

Цель: образование слов-антонимов.

Лось – большой, а заяц — … (маленький).

Волк – сильный, а белка — … (слабая).
У лисы хвост длинный, а у медведя — … (короткий).

Лиса – хитрая, а заяц… (глупый).

Медведь летом толстый, а волк зимой… (худой).

Д/и «Четвертый лишний»

Цель: формирование умения выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.

На картинку посмотри,
Предмет лишний назови,
И свой выбор объясни.

Белка, собака, лиса, медведь;

Зайчонок, ягненок, лисенок, волчонок;

Лось, слон, жираф, обезьяна.

Д/и «Сложи картинку»

Цель: формирование умения у детей складывать картинку из частей, развитие целостное восприятие, внимание, мышление.

У ребенка картинка с диким животным, разрезанная на 4 части.
— Какой зверь у тебя получился? (Лиса.) и т.п.

Д/и «Составление рассказа-описания»

Цель: формирование умения у детей составлять рассказ-описание о животном с опорой на план-схему.

Дети составляют рассказ о внешнем виде дикого животного по плану.

(название, где живет, внешний вид, чем питается, детеныш).

Д/и «Назови по порядку»

Цель: развитие зрительной памяти и внимания, активизирование словаря существительных по теме.

На картинки посмотри,
И их запомни.
Я все их уберу,
Ты по порядку вспомни.

предметных картинок по теме).

Д/и « Чей это хвост?»

Цель: формирование умения образовывать притяжательные прилагательные.

— Жили разные животные в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают. Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Возьмите свои картинки с изображениями диких животных и найдите тот хвост, который подходит вашему животному, и назовите, чей это хвост.

У лисы – (лисий хвост); у волка – (волчий хвост);

У зайца – (заячий хвост); у медведя – (медвежий хвост);

У белки – (беличий хвост); у оленя – (олений хвост);

У рыси – (рысий хвост); у лося – (лосиный хвост).

Д/и «Скажи одним словом»

Цель: закрепление прилагательных в речи.
Оборудование: картинки с изображением животных.
Описание: предлагаем ребенку продолжить предложение.
А) Заяц всех боится, значит, он какой? (трусливый);
Б) Лиса всех обманывает, значит, она какая? (хитрая);
В) У ежа иголки, он … (колючий);

Г) Белка делает запасы, значит она какая? (запасливая);

Д) Медведь неуклюже ходит, значит, он какой? (неуклюжий).

Д/и «Про кого можно сказать…».

Охотится, крадется, воет, кусается, пугается, скачет, переваливается, хитрит, выслеживает.

Д/и «Что делает?»

Цель: формирование умения употреблять в речи глаголы.

Педагог называет предложение про животное, а дети добавляют нужное слово — действие и заканчиваете предложение.

1. Рыжая белка с ветки на ветку (что делает?) — прыгает.

2. На зиму белка орехи (собирает, запасает)

3. Белка с удовольствием орешки (грызет)

1. Медведь вперевалочку … (идет, ходит)

2. В зимнее время медведь… (спит)

3. Медведь ульи… (ворошит, разрушает)

1.Волк за зайцем (охотится).

2.Волчица о волчатах (заботится) и т.д.

Дидактическая игра «Летает, плавает, бегает»

Цель: Изображать способ передвижения объекта.

Игровые действия: Ведущий называет или показывает детям объект живой природы и предлагает детям изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» дети начинают подражать ходьбе как медведь; «сорока» дети начинают махать руками и так далее.

Дидактическая игра «Выложи животное» из геометрических фигур»

Цель: продолжать учить детей выкладывать изображения животных, используя геометрические фигуры. Развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать.

Дидактическое упражнение «Сравни животных с людьми»

Цель: учить находить и правильно называть части тела человека и животного.

У человека — рот, а у животных – пасть.

У человека — лицо, а у животных – морда.

У человека — зубы, а у животных – клыки.

У человека — живот, а у животных – брюхо.

У человека — ногти, а у животных – когти.

У человека — руки, а у животных – лапы.

Формирование умения отгадывать загадки –рифмы, развитие слухового внимания.

1.Эта кошка очень злая. 2. Длиннорогий и рогатый

Не мурлычет, но кусает. Лесники зовут «сохатый».

Ей не крикнешь грозно «брысь!» Скачет прямо он и вкось,

Это кошка леса — . (Рысь) Крупный и могучий. (Лось)

3.Стройный, быстрый, 4.Он всю зиму в шубе спал,
Рога ветвисты, Лапу бурую сосал,
Пасется весь день. А проснувшись, стал реветь.
Кто ж это. (Олень) Этот зверь лесной…(Медведь).

5.Хитрая плутовка, 6. Летом шубку серую,
Рыжая головка, А зимой белую
Пушистый хвост-краса. Носит попрыгайчик —
Кто ж это. (Лиса) Боязливый… (Заяц)

Источники:

http://tass.ru/lyudi-i-veschi/6820888

http://www.tver.kp.ru/daily/28362.5/4509805/

http://www.7ya.ru/article/Kak-pobedit-kosolapost/

http://ds114.ru/publ/http_detsad114rzd_ru_index_blog_uchitel_logopeda_kirjukhinoj_i_p_0_51/logopedicheskaja_igroteka/leksiko_grammaticheskie_zadanija_po_teme_dikie_zhivotnye_nashikh_lesov/103-1-0-1248

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector